Зёльден

Благодаря объявленной в 2015 году инициативе Bike Republic Sölden, последние несколько лет здесь интенсивно строят всё новые и новые велосипедные трейлы. Сложившаяся в результате сеть наверное уже является самой большой и интересной во всём Тироле, но её развитие пока не собирается останавливаться.

Впервые побывав тут несколько лет назад на своём первом кантрийнике, я честно говоря совершенно не был готов к предлагаемому формату катания. Ни технически, ни физически, ни морально. Сотни поворотов знаменитой Teäre Line, высокие контруклоны, дропы, камни и целые каменные секции, приличный уклон и кажущиеся бесконечными трейлы. Всё это показалось тогда сложным, непривычным, но в то же время интересным, а главное — оставило желание когда-нибудь вернуться по-настоящему…

Регион

Долина Эцталь — 65-километровая долина в австрийском Тироле. Это самая большая долина в Восточных Альпах. Долину окружают около 250 пиков высотой более 3000 м, из них 6 — выше 3400 м. С юга на север через долину протекает река Эцталер-Ахе, которая на северном краю долины впадает в реку Инн.

Википедия

Зёлден (Soelden/Solden) расположен в глубине долины Эцталь (Ötztal), в чуть более чем часе езды от Инсбрука или в трёх часах от Мюнхена. Приезжать туда удобнее на машине, потому что поездом можно добраться только до Ötztal Bahnhof возле Имста (Imst) в устье долины, а дальше придется трястись ещё минут 40 в автобусе. Это если не рассматривать вариант самокрута. Альтернатива — ехать с юга из Италии через перевал Тиммельсйох (Timmelsjoch), проезд по которому хоть и платный, но достаточно живописный, чтобы это оправдать.

Сама деревня традиционно растянулась вдоль проходящей через неё дороги. Вдоль неё же выстроились основные магазины — спортивные, сувенирные, супермаркеты, а также рестораны и некоторые отели. Это всё как бы парадная центральная часть. Но лучшее жильё, на мой взгляд, расположено за рекой, оно все ещё рядом со всем необходимым, зато избавлено от автомобильного трафика и праздно слоняющихся подростков под окнами. При этом, выбирая, надо не забывать, что долина тут уже довольно узкая и вроде бы расположенные рядом дома, могут оказаться разделены существенным подъёмом.

Мы, как и в прошлый раз, выбрали жильё подальше от центра, за рекой, напротив супермаркета MPRIES. И хоть, возвращаясь вечером, приходилось набирать лишние десятки метров, зато — тишина, отличный ценник и правильный вид.

Маршруты

Подробная информация о маршрутах есть на сайте Bike Republic Sölden. Список условно делится на две категории: парковые трассы (shaped lines) и естественные трейлы (natural trails). При этом первые несколько отличаются от трасс в классических байкпарках, здесь это обычно широкие тропинки с дополнительными элементами, а не огромные разбитые «проспекты» между трамплинами. Основное отличие скорее в том, что на трассах не должно быть пешеходов, а естественные трейлы являются общими, и там они встречаются. Всего в настоящий момент доступно 9 парковых трасс общей протяжённостью около 31 км. Трейлов — 14 штук на 26 км. Ещё на сайте отдельно перечислены long lines — связки из нескольких трейлов, mtb tours — всякие кантрийные истории и enduro routes — безыдейные самокруты.

Также всё это разнообразие в целом можно разделить на две неравные части: Sölden West — там где подъёмники, большая часть трасс, трейлов и всё прочее веселье, и Sölden’s Silent Part — несколько трейлов с противоположной стороны долины, до которых придется закручивать самостоятельно.

Подъемники

Летом работают два основных подъёмника — Gaislachkogl Gondola и Giggijoch Gondola, и полтора дополнительных — сравнительно бесполезный Zentrum Shuttle, поднимающий на буквально несколько метров до района Wald, и Langegg Chairlift, кресельник забрасывающий к началу трассы Ollweite Line.

С прошлого раза ситуация с байкпассами изменилась в худшую сторону. Для велосипедистов теперь недостаточно иметь гостевую карту Ötztal Premium Card или купить её платный аналог Ötztal Card — они позволяют один раз в день подниматься с велосипедом только в других деревнях долины, но не в Зёльдене. Чтобы неограничено пользоваться зёльденскими при наличии гостевой карты нужно покупать к ней расширение Bike Republic Unlimited, а при её отсутствии — отдельный байкпасс. Недёшево. Подробная информация о ценах — здесь.

Кстати, на сайте это никак не обозначено, но как минимум билеты на два дня на самом деле являются билетами на «2 из 7 дней». Другими словами эти два дня необязательно должны быть подряд.

Геокешинг и прочее

Зато в дополнение к каждому байкпассу стали выдавать Bike Republic Reisepass — паспорт гражданина. В начале каждого трейла стоят столбики с ящикам, в которых лежит печать и можно поставить отметку («визу») в паспорт. Собрав 6, 12 или 18 таких виз, в туристическом офисе можно получить халяву — переднее крыло, компрессионные носки и эмалированную кружку. Всё, конечно же, с местной символикой. Приятно.

Небольшой чит — отметки можно ставить в несколько паспортов сразу…

Из других интересностей вокруг стоит обязательно иметь в виду: местные бани Freizeit Arena Sölden (некоторые объекты размещения дают бесплатный неограниченный доступ), шикарный термальный комплекс Aqua Dome в соседнем Ленгенфельде (Längenfeld) (по Ötztal Card включено разовое посещение), аквапарк Area 47 на въезде в долину (тоже есть скидка).

Поездка

Мы приезжали в Зёльден на 10 дней — с 17 по 26 июля. Прилетали/улетали через Мюнхен, добирались и перемещались на арендной машине. День приезда и день отъезда не считаем. Ещё выкидываем пару дней отдыха/хайкинга/шопинга. И ещё на один для разнообразия уезжали в Серфаус-Фисс-Ладис. Получается 5 полных катальных дней. Несмотря на пугавшие прогнозы, погода все дни стояла изумительная. Июль — правильный месяц.

18 июля

Первый день. Раскаточный. Комом. Отъехав на пару сотен метров от дома, обнаружил, что амортизатор «залип» на середине хода и не разжимается. Метнулся по местным сервисам, но те лишь чесали репу и ничем помочь не могли. За последующий час «гуглинга» и «чатинга» удалось понять, что вероятно может помочь грубая физическая сила. Накачанный до предела аморт удалось разжать руками, после чего остаток поездки он работал как ни в чём не бывало.

Закончив с амортом, в половине двенадцатого поехал вверх на Gaislachkogelbahn. Для начала аккуратно съехал цепочку синих трасс Eebme Line, Ohn Line, Broate Line. Поднялся ещё раз. Проехал по трейлу Bartiges Bödele Trail. Перекусил в Rettenbachalm с видом на ледник. Перебрался по Rettenbachalm Trail к Hochsölden. Съехал Leiterberg Trail и выкатился по Lettn Line к Giggijochbahn. Поднялся. Съехал Harbe Line. Вернулся к Rettenbach. Поднялся на Langeggbahn. Съехал Ollweite Line и повторно Ohn Line. Почувствовал, что руки с грипс уже снимаются с трудом и решил, что для первого дня достаточно.

Total distance: 52.62 km
Total time: 04:49:30

19 июля

Второй день решил начать с Teäre Line. Поднялся на Gaislachkogelbahn, скатил первую часть Eebme Line и свернул к старту. Поехал бодрячком, но уже через пару минут разложился на пустом месте. Качнул мелкий дабл и вылетел в каменный борт трейла. Пока летел лицом в землю успел поразмышлять о том, что зря не пристегнул к шлему защиту челюсти. Но повезло. Лишь ободрался разными местами. Посидел, залился перекисью и решил, что лучше пока продолжать раскатываться на более техничных, но менее быстрых темах.

Неспеша спустился до конца Teäre и снова поднялся на Gaislachkogelbahn. Проехал начало Nene Trail, свернул на Lople Alm Trail в сторону Bodenegg Trail и спустился по нему в одноименную деревню. Дальше перегон по лесной дороге до деревни Zwieselstein и очередной старый знакомый с непроговариваемым названием Kühtrainschlucht Trail вывел меня обратно в Зёльден.

Захватив дома «челюсть», поднялся ещё раз на Gaislachkogelbahn и поехал вчерашним маршрутом. Bartiges Bödele Trail, перекус в Rettenbachalm, перегон к Hochsölden по Rettenbachalm Trail. Дальше спуск по Gahe Line и Lettn Line. Финиш.

Total distance: 46.3 km
Total time: 06:06:52

20 июля

В связи с международным днём МТБ запланировал паузу от подъёмников и день самокрутов на «тихой» стороне Зёльдена. Первый набор порядка 400 метров до Jägers Notweg Trail. Дался сравнительно легко, поэтому добрал до Brunnenberg Alm. Посидел, вернулся обратно к началу трейла, скатил его и доехал до Lochle Alm. Посидел там. Перекусил. Забрался в обратку по Lochle Alm Trail и дальше к началу Kleble Alm Trail. Скатил его, набрал ещё несколько сотен метров, чтобы охватить уже и Windachtal Trail. Километраж за день вышел небольшой, зато набежало больше 1000 честных метров набора.

Total distance: 21.72 km
Total time: 06:01:02

22 июля

Отдохнув в предыдущий день, взял очередной двухдневный байкпасс. Начал с подъёма на Gaislachkogelbahn. По Eebme Line доехал до Langeggbahn. Поднялся. Съехал Ollweite Line и Ohn Line. Поднялся опять на Gaislachkogelbahn. Покрутился на Teäre Line, в этот раз без приключений. Снова поднялся на Gaislachkogelbahn. Снова съехал Eebme Line и поднялся на Langeggbahn. Начал Ollweite Line, но чуть не доезжая до конца свернул на Rettenbachalm Trail к Hochsölden. Скатил Gahe Line и Lettn Line. Поднялся на Giggijochbahn. Поставил забытый в первый день штампик Harbe Line и съехал его. Повернул в сторону Rettenbach. По дороге заметил, что убрали запрещающий столбик с Gampe Trail, повернул туда и потом на Ohn Line. Посмотрел на километраж и решил остановиться. По дороге домой заглянул в туристический офис и забрал призы по первому паспорту.

Total distance: 73.64 km
Total time: 06:10:22

24 июля

Последний катальный день после очередного отдыха. Начала с одной стороны появляться какая-то лёгкость в катании, трассы постепенно запоминались, руки ноги привыкали к темпу, скорость с каждым проездом возрастала. А с другой — стал ощущать, что едешь уже как-то механически, не хватает чувства новизны.

Так или иначе, решил начать с Giggijochbahn. Поднялся. Harbe Line. Gahe Line. Lettn Line. Ещё раз поднялся. Harbe Line. Поворот на Leiterbergalm Trail и Lettn Line. Снова поднялся. Опять Harbe Line и перегон через Gampe Trail к Langeggbahn. По дороге перекусил в Gampe Alm. Поднялся. Ollweite Line. Ohn Line. Подъём на Gaislachkogelbahn и спуск по Teäre Line. Планировал повторить последнее ещё раз, но понял, что надоело. Точка.

Total distance: 65.81 km
Total time: 06:28:32

Трассы

TEÄRE LINE (6003)

Один из первых трейлов Bike Republic. Почти не изменился за годы. Всё те же 5.2 км длины и 575 метров сброса. Красный, но никаких особо сложных элементов на нём нет. Немножко камней, средний уклон и больше сотни поворотов.

EEBME LINE (6005)

Лёгкий синий трейл, с которого начинается большинство парковых трейлов от Gaislachkogelbahn. Традиционный для Зёльдена. Средней ширины тропа, небольшой уклон, кочки, повороты. В середине большой бестолковый перегон вдоль дороги. После — участок с шорами. Длина 2.1 км на 191 метров сброса.

OHN LINE (6007)

Ещё один синий трейл. Тропа с кочками, поворотами, небольшими камнями, участки с шорами. Очень похож на Eebme Line, продолжением которого и является. Может быть чуть более скоростной. Ближе к концу есть интересная ритмичная секция с чередованием поворотов. Длина 3.6 км на 377 метров сброса.

HARBE LINE (6008)

Синий сброс от верхней станции Giggijochbahn в Hochsölden к началу Gahe Line. Почему-то вообще не понравился. Жаль, что его нельзя избежать. Траверсы по открытому склону, но какие-то бестолковые. Длина 2.2 км на 177 метров сброса.

LETTN LINE (6009)

Синий простой трейл, приводящий к Giggijochbahn в объезд асфальта. Значительная часть идет по шорам. Длина 1.5 км на 127 метров сброса.

OLLWEITE LINE (6010)

Красный. Длинный. Самый высокогорный в Зёльдене. После короткого перегона вдоль озера, начинается бесконечная череда поворотов с большим числом камней. Есть даже стометровый участок сложенный из каменных плит. Интересный быстрый техничный трейл, но довольно требовательный физически. Длина 7.0 км на 712 метров сброса.

BROATE LINE (6027)

Сложно назвать трейлом, скорее просто завершение нескольких трасс и выкат в деревню по широкому грейдеру. В начале есть четыре трамплина со столами, видимо чтобы хоть как-то оправдать название. Длина 1.5 км на 176 метров сброса.

GAHE LINE (6028)

Один из самых свежих и на мой взгляд самых фановых трейлов. Синий быстрый флоу с множеством ритмичных кочек, даблов и кикеров на столы. Практически памп трек, но с уклоном. Длина 7.6 км на 619 метров сброса.

Трейлы

Kühtrainschlucht Trail (664)

Чёрная тропа между Зёльденом и Цвизельштайном над ущельем. Судя по названию использовалась или используется для перегон скота. Едется в обе стороны. Ничего особо сложного, за исключением пары крутых спусков (подъёмов) и открытого участка над обрывом. Маркировка по-моему не обоснована. Длина 1.3 км на, считая от Зёльдена, 53 метра сброса и 33 метра набора.

Bodenegg Trail (668)

Тоже чёрная тропа, спускающаяся к одноимённой деревне. Обычная тропинка в лесу. Есть несколько резких поворотов и несколько каменистых участков. Сложность средняя. Длина 2.1 км на 383 метра сброса.

Leiterberg Trail (672)

Красный трейл, вторую половину которого в сравнении с другими трейлам стоило бы маркировать чёрным. Начинается с лёгкого красивого траверса по склону, далее заходит в лес. После Leiteralm и перегона по дороге становится значительно более техничным. Появляются участки с хорошим уклоном, большим числом камней и корней, резкими поворотами. На последнем сегменте начинают чередоваться спуски и небольшие торчки. Один из лучших и интересных синглтрейлов здесь. Жалко, что иногда режется на куски дорогой. Длина 4.6 км на 547 метров сброса.

Jägers Notweg Trail (673)

Чёрная «пастушья тропа». На фоне остальных трейлов во второй половине становится реально чёрным. Сильный уклон и очень узкие свитчбеки. Для меня оказался чересчур. На всём протяжении много воды и грязи. Учитывая это и то, что попасть к нему можно лишь самокрутом — не очень популярен. Длина 1.7 км на 199 метров сброса.

Rettenbachalm Trail (675)

Синий перегон между Rettenbach и Hochsölden. Просто красивая тропинка, добавить практически нечего. Длина 2.7 км на 58 метров сброса и 25 метров набора.

Bartiges Bödele Trail (676)

Короткий синий трейл, которому бы больше подошла красная маркировка. Колоритный. Много крупных, но несложных камней. Небыстрый. То спускается, то поднимается. Очень много пешеходов. Длина 1.1 км на 42 метра сброса и 20 метров набора.

Löple Trail (678)

Короткий красный трейл, который наоборот стоило обозначить синим. Простой перегон между Löple Alm и началом Bodenegg Trail. Длина 1.3 км на 20 метров сброса и 37 метров набора.

Nene Trail (696)

Чёрный трейл, название которого переводится как «дедушкина тропа». Начинается сравнительно несложным живописным траверсом с каменными завалами и коротким болотистым участком. После чего стремительно набирает крутизну и сложность. Дальше въезжает в лес, где продолжает оставать весьма техничным. Хороший, сложный трейл, который портят регулярные продолжительные перегоны по дороге. Длина 3.9 км на 631 метр сброса.

Kleble Alm Trail (699)

Ещё один супер трейл, маркированный красным, но по сложности вполне соответствующий тому же Nene Trail. Попасть на него можно только самокрутом, но оно того определённо стоит. Хороший уклон, много каменистых и просто сложных участков. Замечтальный финишный нырок. Рекомендую. Длина 2.2 км на 517 метров сброса.

Windachtal Trail (6000)

Красный, но совершенно бестолковый. Обычная прямая тропинка с небольшими кочками и редкими камнями. В середине опасный короткий траверс по скальному участку. Длина 1.0 км на 174 метра сброса.

Lochle Alm Trail (6014)

Красный. Проехал в обратную сторону. При правильном направлении сначала обычная тропинка, но в ближе к концу есть серия очень узких свитчбеков на хорошем уклоне, которая делает его соответствующим маркировке. Длина 1.0 км на 75 метров сброса и 33 метра набора.

Gampe Trail (6029)

Непонятный трейл. В первые дни на въезде стояла запрещающая табличка, которую впоследствии убрали, но официальной маркировки так и не установили. В остальном, это несложный спуск с несколькими поворотами и камнями. Часто ходят пешеходы. Длина около 1.0 км на 80 метров сброса.