Зёльден

Зимний Зёльден уже давно является своеобразной Меккой для всех горнолыжников, сноубордистов и им сочувствующих. Его летняя ипостась очень старается стать аналогичной точкой притяжения для велосипедистов всех мастей.

Регион

Основной туристический сайт Зёльдена (Sölden) — www.soelden.com. В зимнем разделе там есть даже русскоязычная версия, что в общем-то редкость, а вот летний представлен лишь на английском и немецком. Чтобы найти его, нужно сначала переключиться на один из этих языков и лишь потом выбрать в верхнем меню искомое «summer» или «sommer». После всех этих замысловатых телодвижений можно наконец обнаружить и вполне достойную часть, посвященную велосипедам.

Кстати, отдельный раздел на сайте отведен инициативе Bike Republic Sölden, в рамках которой, например, в этом году был проложен совершенно новый и великолепный flow trail Teäre Line. Это шестикилометровый вылизанный спуск от средней станции подъемника Gaislachkoglbahn до центра города с перепадом в 750 метров. Обещают, что в ближайшие годы будет продолжаться активное строительство новых треков.

Расположение

Зёльден находится в глубине долины Ötztal (Эцталь), самой большой (65 км) в Восточных Альпах и одной из самых посещаемых туристами. Ближайший железнодорожный вокзал — Ötztal Bahnhof (Эцталь Банхоф), от него в долину ходят автобусы.

Есть и вариант доехать на велосипеде — вплоть до деревни Obergurgl (Обергургль) проложен щедро размеченный веломаршрут Ötztal Trail, по которому от вокзала до Зёльдена выйдет порядка 40 км и 800 метров неспешного набора высоты.

Карты

На основном сайте города можно найти как список велосипедных маршрутов, так и их интерактивную карту. Есть и отдельный весьма внушительный перечень доступных синглтрейлов. Все маршруты приведены с GPX-треками.

В брошюре Trail Map, которую можно взять в туристическом офисе, карта основных маршрутов и в целом летняя панорама региона выглядит так:

Летняя панорама Зёльдена

Неплохая подборка треков есть также на trails.de.

Подъемники

Из множества подъемников региона, интересны в общем-то только два и оба расположены в самом Зёльдене. Это Gaislachkoglbahn I (нижний сегмент) и Giggijochbachn. В 2015 году первый начинал работать с 21 июня, а второй — с 27 июня. Есть еще два доступных велосипедистам подъемника в Hochgurgl (Hochgurglbahn и Top Wurmkogel) и один в Obergurgl (Hohe Mut-Bahn), но работали они по какому-то сложному расписанию, да и делать там с велосипедами по-моему особо нечего.

Местная гостевая карта Ötztal Premium Card весьма практична и позволяет один раз в день подниматься бесплатно на каждом из подъемников вместе с велосипедом. При наличии этой карты можно приобрести дополнительно неограниченные подъемы на 1 или 3 дня за 19 или 54 евро соответственно. Есть и другие варианты, но главное, что отдельного билета для велосипедов тут не требуется.

Подробнее о работе подъемников и о ценах.

Поездка

Не считая дней приезда и отъезда, мы провели в регионе четыре полных дня с 26 по 29 июня. Жили в приятных апартаментах Gästehaus Hirschenhof уже практически на выезде из Зёльдена в сторону Zwieselstein. Место неожиданно оказалось расположено на подъеме, на полсотни метров выше центра города. Пришлось отметить себе на будущее, что стоит обращать внимание на высотный профиль.

Погода была похожа на нормальную летнюю. Температура внизу (центр города расположен на высоте 1368 метров) в среднем составляла +20-24 С днем, было солнечно и комфортно.

Но, так как Зёльден был уже третьей точкой в этой поездке, мы к этому моменту уже видимо «перекатались» и в итоге проехали только несколько маршрутов, разменяв остальное время то на термы, то на пешие прогулки:

  • В первый день мы доехали на автобусе до Vent, а оттуда своим ходом до Rofen и обратно в Зёльден сначала по маршруту Rofenhöfe, а потом по синглу Kühtrainschlucht.
  • Во второй день я проехал в одиночку синглтрейл Teäre Line и половину Gaislacher Urweg, где на середине понял, что задние колодки настойчиво твердят «ой, все!». Пришлось съехать на дорогу, потому как менять их на ходу было лень, да и поджимало время — после обеда мы собирались ехать в соседний Längenfeld в термы Aqua Dome.
  • Третий день ушел на расширенный вариант маршрута Langtalereck Hütte, который мы чуть сократили, доехав до Obergurgl на автобусе.
  • В четвертый день кататься расхотелось совсем и мы прошлись по случайному пешему маршруту до Peerler See и обратно.

Зёльден в целом показался мне отличным, но не самым простым местом для катания. Хоть там и можно найти несколько интересных маршрутов для кросс-кантри, в основном туда стоит ехать ради множества доступных синглтрейлов.

Треки

Rofenhöfe + Kühtrainschlucht

Total distance: 22.09 km
Total time: 02:31:38

После маршрута Langtauferertal в Наудерсе я ожидал чего-то подобного и от Rofenhöfe, но двух одинаковых долин все таки не бывает. Сократив дорогу до Vent на автобусе, мы направились в сторону Rofen по маршруту, который оказался проложен по обычной дороге, скучной и пыльной. После Rofen она превратилась в аккуратную грунтовку, но по ней мы уже почему-то не поехали (хотя, наверное, стоило посмотреть, чем все закончится). Вместо этого перебрались на другую сторону ручья Venter Ache по подвесному мосту и вернулись в Vent по тропе, которую углядели с противоположной стороны. По ходу выяснилось, что велосипедистам там ездить по какой-то причине не разрешается, но деваться уже было некуда.

От Vent до Bodenegg маршрут идет по асфальтовой дороге с машинами и стабильным уклоном. Там можно легко набрать хорошую скорость, но ехать совсем неинтересно. Поэтому от Bodenegg мы снова перебрались на противоположную сторону ручья и колоритной лесной дорожкой с небольшими перепадами доехали до Zwieselstein. Там, после еще одного небольшого участка по асфальту, съехали на идущую вдоль ущелья тропку, которая оказалась синглтрейлом Kühtrainschlucht уровня S1-S2 с множеством корней, камней, ступенек и захватывающими дух видами на журчащий где-то внизу Ötztaler Ache.

Teäre Line

Total distance: 6.52 km
Total time: 00:41:03

Это свежий маршрут, проложенный весной этого года, которым очень гордится Bike Republic Зёльдена. Начинается он от средней станции Gaislachkogelbahn и заканчивается выездом на небольшой тренировочный памп-трек в центре города, удобно расположенный буквально напротив нижней станции того же подъемника.

Сам маршрут — это классический flow, змеящийся сотнями поворотов с обратным уклоном вдоль линии подъемника. Несложный технически, но довольно требовательный к физической форме из-за своей немалой длины. На маршруте есть разрывы, в местах где он пересекает дороги, а также площадки для отдыха. Местами есть небольшие трамплины с обязательными объездами.

После пересечения Innerwaldstrasse приятная «змейка» превращается в довольно сложный участок уровня S2+ с крупными камнями и корнями. Я в этом месте запутался и свернул не туда, на треке в этом месте лишняя петля спуска-подъема. Выезжать на памп-трек тоже не стал, а за сотню метров до него срезал и выехал на дорогу.

Ехал налегке и без фотоаппарата, поэтому фоток с маршрута нет, но хорошую общую картинку дает официальное видео. Подтверждаю, все там именно так:

Gaislacher Urweg (Nene Trail)

Total distance: 6.68 km
Total time: 00:29:18

Еще один синглтрейл, берущий начало от средней станции Gaislachkogelbahn. Из-за большого числа пеших пенсионеров в верхней его части, его также в шутку называют Nene Trail или «дедушкина тропа» с какого-то местного диалекта. Сам маршрут более традиционный — узкая тропа вдоль склона с камнями, ручьями, несколькими крутыми спусками и прочими препятствиями. Сложность заявлена как S2, хотя первую половину я бы оценил скорее в S1 и лишь местами S2, а вот после Lople Alm до S2+ или даже S3.

К сожалению, в районе Lople Alm задние колодки ушли «в ноль» и пришлось съехать на обычную дорогу, чтобы вернуться в город. Фотоаппарата с собой снова не было, но на следующий день мы прошли пешком по этому маршруту и даже дальше по какому-то еще не размеченному трейлу.

Langtalereck Hütte

Total distance: 20.35 km
Total time: 04:08:52

Стандартный маршрут Langtalereck Hütte ведет от Obergurgl до одноименной хижины на высоте 2430 метров и обратно. Мы выбрали его альтернативную версию от Зёльдена, но поднялись в Obergurgl на автобусе. Доехали до подъемника Hohe Mut-Bahn, где нас пустили с велосипедами на первый сегмент, но не пустили на второй. Мы бросили их на средней станции и съездили наверх взглянуть на окрестности с высоты 2600+ метров.

Вернувшись, поехали дальше по маршруту, но очень быстро разочаровались от жесткого подъема и решили повернуть в обратную сторону по очередной альтернативе. И зря. Там мы окончательно заблудились и проплутали по каким-то диким, красивым, но совсем непроезжаемым тропам (как мне потом показалось, после водопада нужно было держаться ближе к ручью… наверное).

Кое-как вернувшись в Obergurgl, нашли выезд на несложный и довольно красивый веломаршрут вдоль ручья Gurgler Ache, который привел нас в Untergurgl. Там мы выехали на асфальт, но не утерпели и через полтора километра снова повернули на какую-то безымянную тропу. Она оказалась совершенно заброшенной и 4 км до Zwieselstein мы практически ползли по узкой дорожке, которую я местами оценил бы в S3+. Снова оказавшись на асфальте в Zwieselstain, мы вернулись по дороге в Зёльден.