Эрвальд

Эрвальд (Ehrwald) и регион Цугшпитц Арена (Zugspitz Arena) — были нашей финальной точкой в 2016 году. Место действительно оказалось похоже на арену — широкая долина с тремя деревушками по периметру и свободная от построек и больших дорог зеленая поляна в центре.

Регион

Ехали мы сюда в основном благодаря упоминанию в статье «лучшие места для маунтинбайка» на туристическом сайте Тироля, обещавшему нескольких интересных синглтрейлов, и близкому соседству с немецким Гармиш-Партенкирхен (Garmisch-Partenkirchen), от которого получался удобный обратный трансфер в Мюнхен. Ну и, конечно же, из-за Цугшпитце (Zugspitze) — самой высокой горы Германии (2962 метра) и еще одной великолепной вершины Австрии.

Маршруты

На официальном сайте региона можно найти раздел посвященный велосипедингу. Там есть стандартная интерактивная карта маршрутов, синглтрейлов и прочих развлечений, которая достаточно информативна. Суммарно можно насчитать около 30 маршрутов и 8 синглтрейлов. В реальности действительно стоящих маршрутов наберется примерно с десяток, в том числе довольно серьезные эпики как по набору, так и по длине, а синглов — три-четыре. Другими словами — все довольно стандартно и неплохо.

Подъемники

Летом работает несколько подъемников покрывающих основные пики. Купив летнюю карту Z-Ticket, можно раз в день подниматься с велосипедом на любом подъемнике кроме ведущего на Цугшпитце. Туда можно съездить один раз и только без велосипедов. Стоимость карты сравнительно высокая. Мы брали на три дня, они обошлись нам в 63 евро с человека. Прочие подробности можно найти тут.

Поездка

В Эрвальд мы добирались своим ходом от Кирхберга (Kirchberg) с промежуточными ночевками в Ахенкирхе (Achenkirch) и немецком Миттенвальде (Mittenwald). Жили в апартаментах Haus Fasser Christine. Хозяева, как это часто бывает, поделили дом пополам и одну часть сдают туристам. При этом, благодаря тому, что дом расположен на самом краю деревни, от входа в гостевые апартаменты открывался феерический вид на долину, соседний Лермос (Lermoos) и прочие окрестности.

11 августа

Кирхберг провожал выпроваживал нас серой мутью и столь плотным дождем, что  приходилось останавливаться под случайными крышами и пережидать отдельные залпы. Запомнилась одна из таких остановок в крошечной забегаловке у такого же крошечного пруда под Хопфгартеном (Hopfgarten). Там, размякнув в тепле и уюте, мы заказали по супу. В тот же момент у толпы карапузов, пытавшихся ловить в соседнем пруду рыбу, подошло время обеда и они стремительной толпой ворвались в помещение, заполнив его целиком и без остатка. Мы быстро доели и сбежали в тишину и дождь…

Он, кстати, в итоге не выдержал и перестал. Вышло солнце. Размеченный веломаршрут провел нас мимо уже знакомого Вёргля (Wörgl) в Йенбах (Jenbach). Это своего рода перекресток: направо пойдешь — к Ахензее (Achensee) попадешь, налево — в Циллерталь (Zillertal) или даже Майрхофен (Mayrhofen), а прямо — там и до Инсбрука недалеко. Но идти совершенно необязательно, и направо, и налево проложены специальные железные дороги — Achenseebahn и Zillertalbahn, по которым ходят аутентичные туристические составы. По первой — даже настоящий древний паровозик. Для каждого направления на вокзале Йенбаха отведен отдельный перрон и все вместе это очень смешно, мило и выглядит, как последние следы застарелой конкуренции между двумя соседними регионами.

Мы правда на милоту не купились и в паровозик не сели. Закрутили 400 метров подъема. Посмотрели со стороны на пыхтящий и грохочущий паровозик (уклон там местами настолько крут, что обычным способом ехать по рельсам нельзя и на помощь приходит какое-то зубчатое колесо, цепляющееся за гребенку между рельсами — грохот при этом стоит жуткий на километры вокруг). Помахали сидящим в паровозике туристам, а они ухмыляясь — нам. И вдоль впечатляющего «самого большого озера в Тироле» доехали наконец до ночевки в Ахенкирхе.

Дистанция: 76.33 km
Total time: 06:41:33

12 августа

Вообще, настоящий тру-маршрут между Эрвальдом и Ахензее идет от Шарнитц (Scharnitz) до Пертизау (Pertisau) практически напрямую через горы с некоторой «дичью». В многодневке Bike Trail Tirol этот этап считается одним из самых сложных, а в обратную сторону по нему некоторые участки грозят портажом. Учитывая последнее, здравый смысл, а также рюкзаки и погоду, мы выбрали альтернативный вариант — севернее через Германию.

Какими-то особыми красотами или событиями (кроме пробитого в нескольких километрах от финиша колеса) маршрут не отметился — обычная малонаселенная пастораль. Весь день моросил дождь, а лесные дороги то поднимались, то спускались, то траверсили не очень крутые склоны. Подъемов все же оказалось достаточно, чтобы сравнительно скромный километраж занял практически весь день.

Дистанция: 62.25 km
Total time: 06:13:05

13 августа

Мы часто стараемся выбирать жилье подальше от центра деревни, чтобы получить вид более интересный, чем стена соседнего здания. Отель в Миттенвальде был как раз из таких — практически на самом краю и даже на небольшом возвышении. А утренний вид залитой солнцем деревни определенно стоил вечернего подъема к нему.

Первую половину дня мы потратили на посещение двух вероятно главных локальных достопримечательностей: Гайгенбаумузеум (Geigenbaumuseum) — музея скрипок, изготовление которых кормило и поило местных жителей в средние века и Лойчер Гайстерклам (Leutascher Geisterklamm) — ущелья с мостиками, водопадами и прочими «чудесами» природы для туристов.

Последующий переезд до Эрвальда можно условно разбить на две части. Первая — путь до Лойташ (Leutasch), где неожиданно не оказалось (или мы не нашли) никакой выделенной велосипедной тропы и пришлось ехать по автомобильной дороге. И то ли глаза устали от дождей и серости, а тут погода разве что не звенела, то ли действительно так оно и есть, горы вокруг играли какими-то новыми красками и казались невероятно красивыми и фактурными, как в первый раз.

Вторая же часть прошла через какую-то заповедную долину Лойташталь (Leutaschtal), по-моему вообще одну из самых самых за все наши поездки. Дикую красоту вокруг омрачал лишь один факт — постоянный набор. Ехали мы, как всегда, в «неправильном» направлении.

Дистанция: 39.51 km
Total time: 05:35:52

14 августа

Первый день в Эрвальде. Ездить по дорогам за прошедшие дни уже порядком надоело и для начала мы поехали на трейлы. Короткий перегон до Лермоса, подъем в кабинке Grubigsteinbahn и небольшой спуск по дороге к началу Blindsee Trail.

Трейл начинается как мягкая лесная тропинка, постепенно превращаясь в весьма насыщенную камнями и ступеньками канаву полуметровой ширины со средним уклоном. Ближе к концу есть замечательный участок в виде длинного карниза пересекаемого водопадиком и балконом, с которого открывается вид на озеро Блинд (Blindsee).

Где-то тут, остановившись перед выездом на карниз и злобной табличкой «Fahrrad nicht!», я пропустил вперед веселого немца «на ходах». Тот, докатившись до ручья, бодро поддернул переднее колесо, воткнул его в подходящий камень, занервничал, задергался и спрыгнул с велика. Велик попрыгал на месте и улетел в обрыв… занавес… повезло, что парой метров ниже оказался небольшой уступ, где велосипед умудрился задержаться. Спустились, вытащили, немец чуть менее весело укатил дальше.

Поворот на финальную часть трейла вдоль озера мы как-то пропустили. Повернули в другую сторону, поплутали вдоль шоссе и мимо озера Вайссен (Weißensee) приехали в Бибервир (Biberwier) к подъемнику Marienbergbahn.

Дистанция: 18.16 km
Total time: 02:54:57

Поднявшись на подъемнике, я проехал второй трейл — Barbarasteig Trail. Он, как и первый, оказался из категории «natural». Т.е. практически без искусственных элементов, контруклонов и прочих парковых тем. Просто узкая тропинка через лес и открытые участки горы, с серьезным уклоном и множеством камней и корней. Фотографировать было особо некогда.

Дистанция: 5.76 km
Total time: 00:35:02

15 августа

Прогноз погоды прямо с утра пугал скорым дождем. Мокнуть не хотелось, что делать и кто виноват было непонятно. А в любой непонятной ситуации можно успеть съездить трейл. Прикинув, оставшееся время, я погнал до Лермоса, поднялся наверх, скатил идущие друг за другом Grubigalm Trail, Forest Aisle и Forest Thunder и вернулся обратно. Как раз под первыми каплями.

Два первых трейла очень похожи и оба довольно простые — умеренный уклон, много пространства вокруг тропы и минимальное количество каких-то техничных элементов. Последний же — уверенно красный, а участками и черный — узкие повороты, свитчбеки на уклоне, множество крупных корней, разрывы и все такое.

Дистанция: 7.93 km
Total time: 00:42:58

Тут можно было бы посчитать, что день уже удался, но к обеду дождь закончился и мы поехали широкую петлю в сторону Ройтте (Reutte), чтобы заодно прогуляться по мосту Highline 179. Пройтись 400 метров туда и столько же обратно в 100 метрах от земли стоило 8 евро с носа, но почему бы и нет.

Дистанция: 36.49 km
Total time: 03:35:03

16 августа

В последний день, как и год назад, кататься уже совершенно не хотелось. А вот попасть на вершину Цугшпитце — вполне. Была пара вариантов сделать это: или несколько часов ползти вверх по тропе, включая участки с via ferrata или воспользоваться подъемником, выдающимся как по числу перевозимых за раз пассажиров, так и по длине пролетов, даже по австрийским меркам. Мы выбрали последнее. Поднялись. Впечатлились. Побродили по вершине. Зашли на немецкую половину. Вернулись. Повторили пару раз (условная граница между странами проходит там прямо посреди приткнувшегося на пике конгломерата построек). Посмотрели на нерастаявшие снежные поля вдали и катающихся там на чем-то людей. Перекусили в ресторане на австрийской половине. И поехали вниз и домой.

Тут приключилась абсолютно дикая история, каких просто не бывает. По дороге обратно мы в автобусе заметили знакомые лица и неожиданно для себя узнали пару, с которой мельком познакомились год назад в Наудерсе. При этом не обменивались контактами и вообще не поддерживали никакой связи. И вот — случайное место, случайные даты, случайный автобус — как такое вообще возможно? Контактами на этот раз уже обменялись и теперь перед очередной поездкой списываемся, сравнивая планы, но третьего совпадения пока не было.

17 августа

Финал. Неспешный переезд в Гармиш по очередному идеальному размеченному веломаршруту. Поезд до Мюнхена и перелёт домой.

Дистанция: 26.49 km
Total time: 01:29:51