В горы с велосипедом

Так вышло, что уже второе лето подряд мы ездим с велосипедами в тирольские Альпы. В прошлом году это был пробный маршрут от Инсбрука (Innsbruck) до Зальцбурга (Salzburg) через долины Циллерталь (Zillertal) и Вильдкогель (Wildkogel). В этом — по несколько дней в Фиссе (регион Serfaus-Fiss-Ladis) и Наудерсе (Nauders am Reschensee) в долине Оберес-Инталь (Oberes Inntal), а также — в Зёльдене (Sölden) в долине Эцталь (Ötztal). «Почему» заслуживает отдельного разговора, в этом тексте я расскажу «как».

У многих упоминание подобной поездки вызывает бурное и искреннее удивление — «что, прямо со своими велосипедами»? На самом деле, ничего сложного в этом нет, велосипеды — это такое же спортивное снаряжение, как лыжи или сноуборд. Их можно запросто перевозить в почти любом транспорте, начиная с самолетов.

Самолеты

Большинство авиакомпаний принимают велосипеды в качестве негабаритного багажа. В среднем перевозка обходится в сумму порядка 50 евро, но некоторые, в том числе Lufthansa, сделают это бесплатно, если у вас нет другого багажа (ручная кладь не считается). Это удобный нюанс, учитывая, что все свои вещи нужно уметь везти на себе, а значит набивать в велорюкзак больше разрешенных для ручной клади 8 кг точно не стоит.

Не менее удобно, что Lufthansa также не требует упаковки велосипедов. Обычно авиакомпании принимают их только такими. Минимальный вариант — специальный мягкий чехол, куда велосипед помещается со снятым передним колесом и педалями. Минусов в этом несколько. Во-первых, нужно что-то делать с чехлом между перелетами, возить с собой лишний килограмм — сомнительное удовольствие. Во-вторых, придется брать дополнительный инструмент — педальный ключ. И в-третьих, мне кажется, что велосипед в таком чехле становится огромным неудобным мешком, который не очень располагает к бережному отношению.

В общем, как несложно догадаться, оба раза я летал с Lufthansa. Билеты покупались на сайте авиакомпании. После их покупки нужно обязательно позвонить в сервисный центр и сообщить о перевозке велосипеда, чтобы забронировать для него место. Далее, несмотря на необязательность упаковки, на всякий случай при перевозке я поворачиваю рога на руле так, чтобы они прикрывали манетки и тормозные ручки и обматываю руль, сидение и раму несколькими слоями пищевой или «пузырчатой» пленки. Из колес спускается воздух (это единственное обязательное требование в аэропорту) и в таком виде велосипед сдается на стойке крупногабаритного багажа и потом летит в недрах самолета.

Выбор авиакомпании в обоих случаях предопределил в каком то смысле и выбор места назначения — Мюнхен. Попадать оттуда в Тироль было решено на поезде.

Поезда

В поездах «там» с велосипедом все достаточно просто, но и сложно одновременно. Условия для перевозки есть почти всегда. Единственный неприспособленный для этого тип поездов — скоростные ICE (InterCity Express), в которых просто нет места для крупногабаритного багажа. В городских электричках (S-Bahn) и пригородных поездах (RB — Regional Bahn, RE — Regional Express и т.д.) — это обычно специальное место в вагоне с откидывающимися сидениями, которые можно поднять, прислонить велосипед к стене и пристегнуть его ремнем. В междугородних и международных поездах (IC — InterCity, EC — EuroCity, RJ — RailJet и т.д.) бывают крюки, на которые велосипед можно подвесить за переднее колесо, а также специальные отсеки в вагоне или даже отдельные багажные вагоны. Вагоны, в которых предусмотрены места для перевозки велосипедов, всегда обозначены соответствующим символом — это нужно учитывать при посадке. Стоять с велосипедом в тамбуре или в проходе можно только в S-Bahn, во всех остальных случаях проводник будет очень недоволен и попросит вас покинуть вагон…

Вот тут начинается сложное. Провоз велосипеда, конечно же, оплачивается, но почти во всех поездах дальнего следования покупка билета для велосипеда (Fahrradkarte) сопровождается резервированием конкретного места в конкретном вагоне. Без такого бронирования на руках и при отсутствии свободного места для размещения велосипеда заходить в вагон запрещено. Чтобы не оказаться в ситуации, когда свободных мест не осталось, билеты стоит покупать заранее. При этом можно успеть приобрести их и по экономичным тарифам (Sparpreis), которые ниже стандартных (Normalpreis) в несколько раз.

По какой-то причине сайт немецких железных дорог (bahn.de) оба раза отказывался продавать мне билеты для велосипедов. В первый раз я не обратил на это внимания и понадеялся купить их на месте, что привело к ненужным переживаниям из-за кассира твердившего о сезоне отпусков и категорическом отсутствии свободных мест. Как выяснилось позднее, багажный отсек был совершенно пуст и кондуктор на месте с удовольствием продал мне необходимые билеты. Во-второй раз я решил не рисковать и купил все билеты, включая велосипедные и необходимые брони уже на сайте австрийских железных дорог (oebb.at). Кстати, согласно правилам билеты купленные онлайн должны быть обязательно распечатаны и в таком виде предъявляться проводнику.

Автобусы

Перевозка велосипедов в автобусах Тироля бесплатна, но производится на усмотрение водителя. Обычно можно рассчитывать разместить велосипед в салоне автобуса на средней площадке, где часто предусмотрено место для крупногабаритных вещей или колясок. Также в «велосипедных» регионах регулярно ходят автобусы со специальными прицепами, куда велосипед плотно втыкается колесами между труб.

Встречаются также варианты с размещением на крюках на задней части автобуса и в обычных багажных отсеках под полом. Последним, кстати, нужно пользоваться аккуратно, так как никакого крепления для велосипедов там не предусмотрено и они свободно болтаются на каждом повороте, рискуя обломать любые выступающие элементы.

Подъемники

Многие, но далеко не все из работающих в летнее время подъемников, можно использовать, чтобы «сэкономить» часть маршрута «вверх». Подъем велосипеда почти всегда платный и обычно не входит в подъемы предоставляемые гостевой картой региона. Но встречаются специальные тарифы на один, три и другое количество дней. Велосипед или завозится внутрь кабинки (часто для этого поднимается одна из лавочек), или вешается снаружи на традиционный крюк (зрелище напрягает и в первый, и в десятый раз).

Отели

Как показывает опыт, подавляющее большинство отелей или апартаментов с удовольствием примут вас с велосипедом. Чем более регион «велосипедный», тем вероятнее, что для него даже будет специальное помещение (например, комната используемая в зимнее время для хранения лыж), но в любом случае найдется какая-то подсобка, сарай, задний двор или что-то в этом роде.

Кстати, кое где можно найти «mountain bike welcome» или просто «bike welcome» отели, где помимо места для хранения велосипеда предложат также мойку, насос и набор инструментов, организованные велотуры по округе и прочие дополнительные услуги, часто бесплатные.